Рейтинг запросов в Бизнес-справку 059 за период
01.05.2006-01.05.2007
Банковский экспресс
С каждым годом банковские услуги в Украине всё более востребованы — и среди населения, и среди предприятий. Какие же услуги банков сегодня популярны и далее продолжают набирать обороты?
Кредитование. Темпы роста объёмов розничного кредитования населения (как и других видов кредитования) в нашей стране поражают экспертов. Украинцы привыкают жить в долг. Сроки, на которые выдаются кредиты, — удлиняются, суммы увеличиваются. По прогнозам экспертов, в течение 2007 г. сумма выданных отечественными банками кредитов вырастет вдвое и составит около 20 млрд. грн. Из рейтинга востребованности различных видов кредитов, составленного Блиц-каталогом на основе запросов в Бизнес-справку , видно, что людей интересуют кредиты практически на всё — на бытовые товары, недвижимость, автомобиль, отдых или свадьбу.
Пластиковые карты. В 2006 г. украинские банки увеличили выпуск карт примерно в 1,5 раза — до 32,5 млн. шт. По прогнозам, «карточный оборот» будет прибавлять по 20% в год. Способствовать этому станет программа терминализации Украины (старт программы — 1 июля). Отныне все торговые сети с оборотом более 5 млн. грн. в год обяжут предоставлять клиентам возможность рассчитываться за товары пластиковыми картами. Кроме того, на распространение карт повлияют новые сервисы, к примеру, предоставляемые банкоматами cash-in. С их помощью клиент может вносить деньги — на погашение кредита, оплату счетов, пополнение депозита, обмена валюты.
Возрастают объёмы финансирования банками и предприятий. Причём схемы становятся всё изощрённее, а используемые механизмы — более сложными.
Факторинг. Инструмент, набравший популярность именно за последний год. Ещё год назад слово «факторинг» было непривычным для работников финансовых отделов предприятий. В настоящее время передача дебиторской задолженности банкам и получение быстрого финансирования используют больше предприятий, особенно те, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью.
Финансирование происходит следующим образом: сначала предприятие заключает договор факторинга с банком-фактором на предоставление услуги факторинга. В процессе заключения контракта на поставку товара оно просчитывает, какого размера скидку может предложить покупателю при расчётах по предоплате и какую дополнительную наценку к цене добавить при оплате поставки на условиях товарного кредита. Факторинг работает только при наличии товарного кредита. После заключения контракта предприятие совершает поставку товара. Затем предоставляет расчётные документы банку-фактору, получает от фактора оговоренный в договоре факторинга процент финансирования от суммы поставки. Как только заключён такой договор, предприятие не несёт ответственности за невыполнение должником своих обязательств перед финансовой организацией, если иное не предусмотрено в договоре факторинга.
Вексель. Вексель очень удобен для предприятий с ярко выраженной сезонностью, где есть необходимость отсрочки платежа на 6-8 месяцев. Например, в сельском хозяйстве удобрения закупаются весной, а расчёт происходит осенью, после продажи собранного урожая. Взять на это время кредит достаточно сложно, а авалированный (гарантированный) банком вексель поставщик может принять в качестве оплаты. До использования векселей поставщики существенно завышали стоимость своей продукции, пытаясь страховать возможные потери при продаже в кредит различными дополнительными способами.
Следует отметить, что среди предприятий сохраняется тенденция предпочтения векселей, авалированных банком. Хорошо работает схема, в которой участвуют два банка, предоставляющие интересы каждой из сторон — векселедателя и векселедержателя. Предприятия договариваются между собой о сроке отсрочки платежа. Один банк авалирует вексель, другой учитывает или организовывает дальнейшую схему по обращению данного векселя (вторичное обращение). Банки между собой устанавливают лимиты по вексельным операциям. Таким образом, оперируя векселями, банки получают возможность покрывать потребность предприятия в деньгах для обеспечения операционной деятельности.
Мария Соболева
Екатерина Винницкая,
директор департамента розничных продуктов
Надра Банка
Какие услуги банка стали более популярны и востребованы за последние несколько лет? За последние несколько лет украинские банки начали интенсивно предлагать различные кредитные программы, а население стало меньше опасаться «жизни в кредит» и готово пользоваться благами прямо сейчас за несколько большую плату. Наибольшей популярностью среди банковских продуктов пользуются автокредиты, потребительские кредиты (рассрочка) и кредитные карточки, т. к. они в связи с жёсткой конкурентной средой на банковском рынке становятся всё более выгодными и удобными. Например, с Настоящей кредитной карточкой «45 дней без процентов» от Надра Банка клиент имеет возможность осуществлять расчёты в торгово-сервисной сети в кредит без уплаты процентов банку в случае погашения кредита до 15 числа следующего месяца. Следует отметить также подъём ипотечного кредитования (так, с начала этого года ипотечный кредитный портфель Надра Банка вырос более чем в 5 раз по сравнению с аналогичным периодом 2006 г.).
Какие новые услуги вводил банк за последние 2–3 года? Какие ещё планирует предоставлять?
C начала своего ребрендинга (стартовал в октябре 2006 г.) Надра Банк представил на отечественном финансовом рынке много новых продуктов — тарифные пакеты, Настоящая кредитная карта «45 дней без процентов», «Автопакет», персональный кредитный пакет. Продукты пользуются популярностью, поскольку являются комплексными, а процедура их выдачи и оформления максимально упрощена.
Прослеживаются ли тенденции в отношении роста/спада популярности определённых банковских услуг?
С развитием банковской системы растёт и популярность предоставляемых услуг. На смену сложным, с огромным количеством документов приходят новые, удобные, технологически грамотные продукты. Взять к примеру Автопакет «Всё включено!». Благодаря гибким условиям процентных ставок, минимуму документов, дополнительным услугам и возможности всё оформить в отделении банка продукт заинтересовал население (за три месяца по нему автокредитов выдано на $45 млн.). Недавно представленный рынку продукт «Персональный кредитный пакет» также доказал свою востребованность (за месяц банком выдано кредитов по этому пакету более чем на 50 млн. грн.).